Постановление Управления о привлечении продавца к административной ответственности за нарушение прав потребителей по решению суда оставлено в силе
Арбитражный суд Новгородской области по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Евросеть-Ритейл» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области о признании незаконным и отмене постановления решил: в удовлетворении требований о признании незаконным и изменении постановления от 28.09.2017 № 1277 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Евросеть-Ритейл» к административной ответственности по статье 14.15 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000,0 руб. отказать.
В Управление от потребителя поступила жалоба о нарушении со стороны Общества прав потребителя, в связи с чем, по распоряжению от 03.07.2017 № 557 Управлением проведена внеплановая документарная проверка Общества, в ходе которой было установлено, что податель жалобы приобрела смартфон, после четырех месяцев использования (в период гарантийного срока, который составляет — 1 год) в котором проявились недостатки.
Покупатель обратилась в магазин-салон «Евросеть» по поводу недостатков в товаре, потребовав проведения гарантийного ремонта.
Обществом покупателю была выдана квитанция с указанием статуса — ремонт клиентский товар гарантия изготовителя.
По истечении 45 календарных дней потребителя об окончании ремонта не уведомили. На 45-ый день с момента обращения на торговую точку при обнаружении в товаре недостатка потребитель обратилась в магазин-салон «Евросеть» для того, чтобы забрать смартфон, однако смартфон потребителю не был выдан, продавец пояснила, что смартфон находится еще в сервисном центре. Так как забрать смартфон после истечения срока проведения гарантийного ремонта потребитель не смогла по причине его отсутствия в торговой точке, в тот же день потребитель обратилась в магазин-салон с претензией о расторжении договора купли — продажи и возврате уплаченных за смартфон денежных средств или же об обмене смартфона на другой.
Общество в ответе потребителю на претензию сообщило о проведении ремонта смартфона и о возможности забрать его в торговой точке, а также отказало потребителю в удовлетворении требований о расторжении договора купли-продажи со ссылкой, что информация о нарушении срока устранения недостатков не нашла подтверждения.
Таким образом, Общество сообщило потребителю об окончании проведения ремонта смартфона письмом на 4 день после окончания срока проведения гарантийного ремонта.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей) разработаны Правила продажи отдельных видов товаров… (утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55) (далее-Правила продажи), которые регулируют отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров.
Соблюдение указанных Правил и требований, установленных в государственных стандартах, санитарных, ветеринарных, противопожарных правилах и других нормативных документах, является обязательным для продавца, под которым понимаются организации независимо от их организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие продажу товаров по договору розничной купли-продажи.
Пунктом 27 Правил продажи предусмотрено, покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать от продавца: замены на товар аналогичной марки (модели, артикула); замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара; возмещения расходов, понесенных покупателем или третьим лицом, на устранение недостатков товара.
Покупатель вправе требовать замены технически сложного или дорогостоящего товара в случае существенного нарушения требований к его качеству (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, либо выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков).
В отношении технически сложных товаров указанное требование покупателя подлежит удовлетворению согласно Перечню таких товаров, утверждаемому Правительством Российской Федерации. Вместо предъявления указанных требований покупатель вправе отказаться от приобретенного товара и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.
При этом покупатель по требованию продавца и за его счет должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества.
Статья 29 Закона о защите прав потребителей устанавливает, что сроки удовлетворения продавцом требований покупателя, а также ответственность за нарушение этих сроков определяются в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Статья 22 Закона о защите прав потребителей гарантирует, что требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.
Статьей 18 Закона о защите прав потребителей предусмотрено, что в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.
Статьей 20 Закона о защите прав потребителей установлено, что если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней.
Статья 23 Закона о защите прав потребителей определяет, что в случае невыполнения требований потребителя в сроки, предусмотренные статьями 20 — 22 настоящего Закона, потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, установленные статьей 18 настоящего Закона. Общество как лицо, осуществляющее розничную продажу товаров потребителям, обязано исполнять Правила продажи товаров и обеспечить потребителю гарантированные нормами законами права при приобретении им у Общества некачественного товара.
Действия Общества по отказу потребителю в удовлетворении его претензии о возврате денежных средств за смартфон или об обмене его на аналогичный товар Управление расценило как нарушение прав потребителя, установленных Законом о защите прав потребителей, в частности, статьей 23 названного закона, пункта 27 Правил продажи составило в отношении Общества протокол об административном нарушении от 15.09.2017 № 1277. Постановлением Управления от 28.09.2017 № 1277 Общество признано виновным в совершении правонарушения по статье 14.15 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в сумме 30 000,0 руб.
Не согласившись с постановлением Управления, Общество оспорило его в судебном порядке, настаивая на отсутствии вмененного нарушения.
Арбитражный суд Новгородской отказал в признании постановления незаконным.
По вопросам соблюдения требований законодательства о защите прав потребителей при продаже товаров, в том числе технически сложных, рекомендуем обращаться в Общественную приемную Управления Роспотребнадзора по Новгородской области по адресу: В.Новгород, ул. Германа, д.14 каб. № 101 тел. 971-106, а также в Центр консультирования и информирования потребителей по адресу: г. Великий Новгород, ул. Германа 29а, каб.1.2 тел. 77-20-38.
Post Views: 158