Об обращениях граждан в Управление Роспотребнадзора по Новгородской области в сфере защиты прав потребителей в 2019 году
Одним из индикаторов состояния дел на потребительском
рынке Новгородской области могут служить показатели динамики числа обращений,
которые поступают в Управление.
Всего в Управление поступило 2537
обращений (увеличение в 1,24 раза по сравнению с 2018 годом), доля обращений,
поступивших от граждан составляет-94,5 %. По вопросам защиты прав
потребителей поступило 1582 обращения,
что составило 62,4% от общего количества обращений, поступивших в Управление.
По сравнению с 2018 годом количество обращений в сфере ЗПП увеличилось в 1, 2
раза (1366).
Анализ обращений показывает, что в 2019 году, как и в
2018 году превалируют жалобы на нарушения прав потребителей в сфере услуг, доля
которых составила 65,1%, всего на
нарушения в сфере услуг поступило 1031 обращение. В сфере услуг актуальными
являются вопросы нарушения прав потребителей при предоставлении
жилищно-коммунальных услуг (241 обращения),
бытового обслуживания населения (78 обращений), услуг связи (97
обращений), финансовых услуг (70 обращений).
Если говорить о динамике обращений, то по сравнению с
2018 годом увеличилось в 5,4 раз (с 5 до 27) количество обращений на нарушения
прав потребителей при оказании услуг
общественного питания; в 1,6 раз в сфере предоставления ЖКУ, в 3,7 раза в сфере предоставления
образовательных услуг (11 обращений).
Почти в 1,3 раза снизилось количество обращений в
сфере долевого строительства жилья (8 обращений), медицинских услуг (23
обращения). В 2019 году поступили обращения в сфере предоставления
культурно-развлекательных услуг (9 обращений).
По-прежнему
в Управление Роспотребнадзора по Новгородской области поступают обращения на
оказание услуг: туристских, гостиничных, транспортных , их количество остается
на уровне прошлого года.
На
нарушения прав потребителей в сфере розничной торговли поступило 551 обращений,
что составило 34,9% от общего количества жалоб на нарушение прав потребителей.
Анализ обращений показывает, что количество обращений в сфере розничной
торговли по сравнению с 2018 годом увеличилось в 1,02 раза; по вопросам нарушений прав потребителей при
продаже продовольственных товаров количество обращений увеличилось в 1,1 раза,
поступило 96 обращений (2018 год-88 обращений).
Поступило 101 обращение по вопросам нарушения правил
продажи табачными изделиями, торговля которыми осуществляется в торговых
точках, расположенных рядом с учебными заведениями, а также реализация табачных
изделий без акцизных марок Российской Федерации, без информации о максимальной
розничной цене, не маркированных контрольными идентификационными знаками,
которые ввозятся из Республики Беларусь и других стран ЕАЭС. В результате рассмотрения таких
обращений проведено 20 контрольных покупок, составлено 26 протоколов, выдано 2
предостережения.
По вопросам
нарушения прав потребителей в сфере розничной торговли непродовольственными
товарами поступило 455 обращения, что остается на уровне 2018 года (452 обращения). Граждане
жаловались на качество мебели, сотовых телефонов, одежды и обуви. Не обошли
Новгородскую область и продавцы массажных накидок и кресел, устраивающих
презентации с бесплатным массажем, вручением призов и подарков. Приглашаются на
такие мероприятия, в основном, пенсионеры, которые становятся обладателями
товара, стоимостью более 100 тыс.рублей, приобретенного в кредит, без
документов, подтверждающих заявленные в ходе презентации цели их
использования. В Управление
Роспотребнадзора в 2019 году поступило 4 таких обращения. Всем обратившимся
была оказана юридическая помощь, составлены претензии и исковые заявления в
суд.
Граждане стали активнее осваивать просторы интернета,
покупать товары в интернет-магазинах. На нарушения прав потребителей при
заключении договора с использованием дистанционных каналов (Интернет, мобильные
приложения) количество обращений по сравнению с 2018 годом увеличилось в 1,2
раза (с 58 до 72 обращений), а с 2017 годом в
4 раза (18 обращений). Обращения в основном содержали претензии к
продавцам, находящимся за пределами Новгородской области, в части получения
товара, который не соответствует договору, а также об оплате товара, который не
был доставлен и др.
От социально-незащищенных слоев населения поступило
53 обращения. Всего по обращениям потребителей в 2019 году
проведено 93 проверки, из них проведено 29 проверок, при которых были выявлены
случаи причинения вреда имуществу, в том числе вызванные приобретением товаров,
имеющих недостатки-10 проверок; вызванные предоставлением потребителям
несвоевременной, неполной информации-18 проверок. Причиненный вред
имуществу потребителей составил 768,0
тыс. рублей, из которых 421,4 тыс. руб. возмещено в добровольном порядке.
По результатам рассмотрения обращений в сфере защиты
прав потребителей Управлением было дано
999 разъяснений норм законодательства, 367 обращений направлено по
подведомственности, проведено 40
административных расследований, 48 предварительных проверок, юридическим лицам
и индивидуальным предпринимателям выдано 48 предостережений о недопустимости
нарушения обязательных требований. По результатам рассмотрения обращений,
принятия административных мер потребителям в добровольном порядке возмещено
969,6 тыс.руб., что в 2,3 раза меньше чем в 2018 году.
При рассмотрении поступивших
письменных и устных обращений граждан по вопросам, связанным с защитой прав
потребителей, применяются не только меры административного реагирования в
соответствии с требованиями действующего законодательства, но и даются
разъяснения законодательства о праве обращения граждан к продавцам товаров,
исполнителям услуг, работ по фактам нарушений закрепленных законодательством их
потребительских прав, как в досудебном, так и в судебном порядке, оформляются и
направляются иски в суды в защиту прав потребителей. Наиболее часто меры
реагирования применялись в отчетном году при рассмотрении обращений в сфере
услуг кредитования граждан, розничной торговли, жилищно-коммунальных услуг,
медицинских услуг.
По вопросам защиты прав
потребителей в отчетном периоде удельный вес подтвердившихся при проведении
проверок в результате рассмотрения обращений граждан, органов государственной
власти и местного самоуправления составил 71%, подтвердившихся при проведении
административных расследований – 70%.
Консультации в
сфере защиты прав потребителей можно
получить:
— в
Общественной приемной Управления Роспотребнадзора по Новгородской области по адресу: В.Новгород, ул.
Германа, д.14 каб. № 101 тел. 971-106, 971-117.
-в Центре по информированию и
консультированию потребителей по адресу:
г. Великий Новгород, ул. Германа 29а, каб.1.2 тел. 77-20-38;
-по
телефону Единого консультационный центр, который функционирует в круглосуточном
режиме, по телефону 8 800 555 49 43 (звонок бесплатный), без выходных
дней на русском и английском языках.
—ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ ПО ВОПРОСАМ НАРУШЕНИЙ ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ 8 800-100-29-26
По
телефону «Горячей линии» 8 800-100-29-26 ежедневно и
круглосуточно (в т.ч. в выходные дни) Вы сможете
оперативно
получить консультацию или разъяснение по вопросам защиты прав
потребителей на рынке финансовых услуг.
«Горячая
линия» 8 800-100-29-26 призвана помочь гражданам в вопросах подачи
обращений, а также окажет содействие повышению информированности
населения
о правах потребителей на финансовом рынке.
Дополнительно
информируем, что для того, чтобы в полной мере реализовать свое право
потребителей на получение консультативной помощи, функционирует Государственный
информационный ресурс для потребителей (ГИС ЗПП). Каждый потребитель может
ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами
претензионных и исковых заявлений. На ресурсе размещена вся информация о судебной
практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.
Самостоятельная
передача заявителем письменных обращений, направление по почте или курьером
осуществляется по адресу: 173002, г. Великий Новгород, ул.Германа, д.14.
Обращения
граждан в форме электронных сообщений направляются в Управление
Роспотребнадзора по Новгородской области путем заполнения специальной формы в
разделе сайта Управления Роспотребнадзора «Прием обращений граждан» и
поступают в общественную приемную отдела организации надзора Управления
Роспотребнадзора по Новгородской области.
Post Views: 108