Итоги работы Управления Роспотребнадзора по Новгородской области с обращениями граждан за первый квартал 2025 года.
За первый квартал 2025 года в Управление Роспотребнадзора по Новгородской области всего поступило 648 обращений (1 кв.2024г – 644 обращения), на нарушение прав потребителей поступило 339 обращений (1 кв.2024 г.- 347 обращений). Количество обращений в сфере ЗПП составило 52,3 % ( 1 кв.2024г.- 53,8 %) от общего количества обращений, поступивших в Управление.
Анализ обращений показывает, что за первый квартал 2025 года количество обращений в сфере услуг составило 54,3 % (в 1 кв. 2024 г. –53,0 %), всего на нарушения в сфере услуг поступило 184 обращения (1 кв. 2024 г.-184 обращения).
В сфере услуг актуальными являются вопросы нарушения прав потребителей:
- при предоставлении жилищно-коммунальных услуг- 41 обращение (1 кв. 2024 г.- 31 обращение), увеличение на 32, 2 %;
- услуг связи- 41 обращение (1 кв. 2024 г.- 29 обращений), увеличение на 41, 4 %;
- финансовых услуг-19 обращений (1 кв. 2024г. — 20 обращений), на прежнем уровне;
- бытового обслуживания населения- 17 обращений (1 кв. 2024 г.-56 обращений), снижение почти в 3, 3 раза;
- медицинских услуг- 16 обращений (1 кв. 2024 г.- 13 обращений), увеличение на 23,0 %;
- туристских услуг- 12 обращений (1 кв. 2024 г.- 1 обращение), увеличение в 12 раз;
- прочие виды деятельности — 15 обращений (1 кв. 2024 г.-12 обращений), увеличение на 25,0 %;
- транспортных услуг- 4 обращения (1 кв. 2024 г.- 12 обращений), снижение в 3 раза;
- техническое обслуживание и ремонт автомототранспортных средств-4 обращения (1 кв. 2024 г — 3 обращения), увеличение на 33,3 %;
- культурно-развлекательные мероприятия-6 обращений (1 кв. 2024 г.- 1 обращение), увеличение в 6 раз;
- образовательные услуги- 3 обращений (1 кв. 2024 -1 обращение)увеличение в 3 раза.
На нарушения прав потребителей в сфере розничной торговли поступило 155 обращений, что составило 45,7 % от общего количества жалоб на нарушение прав потребителей (1 кв. 2024г.-163 обращения), что составило 47,0%).
Количество обращений в сфере торговли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилось на 5, 2 %.
В сфере розничной торговли на нарушения прав потребителей при продаже непродовольственных товаров поступило 111 обращений, количество обращений практически осталось на прежнем уровне (1 кв. 2024 г.- 115 обращений), по вопросам нарушений прав потребителей при продаже продовольственных товаров за первый квартал 2025 года количество обращений также практически осталось на прежнем уровне и составило 44 обращения (1 кв. 2024 г.-48 обращений).
На нарушение прав потребителей при продаже товаров, оказании услуг дистанционным способом количество обращений снизилось на 22,5 %, поступило 40 обращений (1 кв.2024 г.-49 обращений).
Количество обращений от социально уязвимой категории граждан снизилось на 25,0 %, поступило 28 обращений (1 кв. 2024 г.- 35 обращений).
Жалобы потребителей касались вопросов: неисполнение продавцами (исполнителями) договорных обязательств по передаче товаров, оказания услуг (выполнения работ) в установленный срок; отказа в возврате денежных средств за товар (работу, услугу) с недостатками; не предоставления ответов на претензии потребителей в отношении товаров ненадлежащего качества; одностороннего изменения условий договора, навязывания дополнительных услуг за плату и др.
По результатам рассмотрения обращений в сфере защиты прав потребителей Управлением было дано 265 разъяснений норм законодательства (1 кв. 2024 г.-274), направлено по подведомственности 92 обращения (1 кв. 2024 г.- 79 обращений); юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям объявлено 23 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (1 кв. 2024 г.-23).
Выявлено случаев причинения вреда имуществу потребителей при рассмотрении 12 обращений (1 кв. 2024 г.-12 обращений), вызванных приобретением, использованием товаров (работ, услуг), имеющих недостатки -5 случаев; предоставлением потребителям несвоевременной, неполной, недостоверной и вводящей в заблуждение информации о товарах (работах, услугах)-7 случаев. Гражданам в досудебном порядке возмещен материальный ущерб в размере 75,6 тыс. рублей, по сравнению с аналогичным периодом размер возмещенного вреда увеличился в 2, 3 раза ( 1 кв. 2024 г -.33,0 тыс. рублей).
При рассмотрении поступивших обращений граждан по вопросам, связанным с рассмотрением требований имущественного характера Управлением осуществлялась судебная защита прав потребителей.
Управлением подано 12 исков (1 кв.2024 г.-13), в том числе 11 исков — в защиту прав конкретных потребителей и один иск в защиту прав неопределенного круга потребителей. Из 7 рассмотренных исков требования Управления и потребителей удовлетворены в 100% случаях, т.е. достигнута 100%-ная результативность судебной защиты прав потребителей.
По результатам рассмотрения исков в отношении конкретных потребителей присуждено 750,8 тыс. рублей, в том числе компенсация морального вреда- 17,0 тыс. рублей.
Управлением совместно с органами власти, органами местного самоуправления проведено 5 тематических «горячих линий» по вопросам маркировки товаров средствами идентификации, по финансовым услугам, услугам связи, дистанционной продажи товаров. Консультации получили 192 жителя области. В рамках работы Общественной приемной консультации получили 133 жителя области.
Управление обращает внимание граждан и предпринимательского сообщества: Роспотребнадзор осуществляет работу по ведению государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей (ГИР ЗПП): https://zpp.rospotrebnadzor.ru/.
На портале ГИР ЗПП размещены сведения о нормативной базе по защите прав потребителей, о продукции, не отвечающей обязательным требованиям, о судебной практике в различных сегментах потребительского рынка, а также граждане в свободном доступе могут ознакомиться и использовать практический материал это — образцы претензионных и исковых заявлений, многочисленные памятки и обучающие видеоролики.
Консультации в сфере защиты прав потребителей можно получить:
— в Общественной приемной Управления по телефонам: 971-106;
-в Центре по информированию и консультированию потребителей по адресу: г. Великий Новгород, ул. Германа 29а, каб.5,10,12 ; тел. 77-20-38; 73-06-77.
-по телефону Единого консультационного центра Роспотребнадзора, который функционирует в круглосуточном режиме, по телефону 8 800 555 49 43 (звонок бесплатный), без выходных дней на русском и английском языках;
-в отделе МФЦ по г. Великому Новгороду (адрес: 173000, г. Великий Новгород, ул. Большая Московская, д. 24) консультации можно получить каждый первый четверг месяца с 10-00 до 17- 00
Самостоятельная передача заявителем письменных обращений в Управление Роспотребнадзора по Новгородской области, направление по почте осуществляется по адресу: 173002, г. Великий Новгород, ул. Германа, д.14.
Обращения граждан в форме электронных сообщений направляются в Управление Роспотребнадзора по Новгородской области путем заполнения специальной формы в разделе сайта Управления Роспотребнадзора «Прием обращений граждан» и поступают в общественную приемную Управления Роспотребнадзора по Новгородской области.
Представители сферы бизнеса могут обратиться в Управление для получения консультаций, проведения профилактических визитов. В случае возникновения спора между потребителем и хозяйствующим субъектом или индивидуальным предпринимателем (изготовителем, исполнителем, продавцом, импортером, уполномоченной организацией) по вопросам соблюдения законодательства о защите прав потребителей, хозяйствующие субъекты и индивидуальные предприниматели могут обратиться в Центр по информированию и консультированию потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области» для проведения процедуры медиации (добровольного урегулирования спора).
Post Views: 191