Итоги надзора по вопросам защиты прав потребителей
За первый квартал 2025 года Управлением Роспотребнадзора по Новгородской области с целью недопущения нарушений норм законодательства о защите прав потребителей для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Управлением проведено всего
501 профилактическое мероприятие, из них:
- мероприятий по информированию- 130;
- объявление предостережения- 213;
- консультирование — 129;
- профилактический визит-29
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество проведенных профилактических мероприятий увеличилось на 51,8 % (за 1 кв.2024 г.-330 профмероприятий).
Управлением проведено 21 контрольное (надзорное) мероприятие (далее- КНМ) с взаимодействием, из них : 6 контрольных закупок (в отношении продавцов, реализующих табачные изделия и никотинсодержащую продукцию, товары легкой промышленности), 4 документарные проверки, 3 выездные проверки, 8 инспекционных визитов, в отношении продавцов, реализующих товары легкой промышленности, обувь, табачную и никотинсодержащую продукцию, шины на предмет выявления соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров, а также по исполнению ранее выданных предписаний об устранении нарушений обязательных требований. (за 1 кв. 2024 г.- проведено всего 8 КНМ с взаимодействием) .
Без взаимодействия с контролируемыми лицами всего проведено 195 контрольных (надзорных) мероприятия, из них 174 наблюдений за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности в сети Интернет), 21 выездное обследование.
По сравнению с 1 кв.2024 года количество, проведенных КНМ без взаимодействия увеличилось в 3, 6 раза (1 кв.2024 г.-54 КНМ).
Число проведенных внеплановых КНМ, по результатам, которых были выявлены нарушения с взаимодействием составило – 21 (удельный вес КНМ с нарушениями составил 100,0%, как и за 1 кв.2024 года), без взаимодействия с контролируемым лицом- 174 (КНМ с нарушениями составили 89,2%, за 1 кв. 2024 г.- 51,8 % ).
По результатам проведения КНМ всего было выявлено 543 нарушения норм законодательства о защите прав потребителей, общее количество нарушений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось в 4,3 раза, в среднем было выявлено 2,8 нарушений на одно КНМ с выявлением нарушений, за 1 кв.2024 года – 3, 5 нарушений на одно КНМ (1 кв. 2024 г.- 125 нарушений).
Из них 14,5 % составили нарушения ст.ст.8-10 закона РФ «О защите прав потребителей», связанных с не предоставлением потребителям установленной информации о продавце (исполнителе, импортере) и о товаре (работе, услуге); 85,5%- нарушения иных нормативных правовых актов РФ (в т.ч. законов и Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, Правил бытового обслуживания населения и др.).
Составлено 53 протокола об административных правонарушениях по различным составам КоАП РФ, из них 16 протоколов для рассмотрения направлены в судебные органы для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности и конфискации товара. За аналогичный период прошлого года составлено 17 протоколов, из них 5 направлены на рассмотрение в судебные органы.
По результатам рассмотрения 21 протокола вынесены постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения (10 постановлений) и наложения административного штрафа (11 постановлений), общая сумма наложенных штрафов составила 176,5 тыс. рублей. За 1 кв. 2024 года по результатам рассмотрения 13 протоколов вынесены постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения (3 постановления) и наложения административного штрафа (10 постановлений), общая сумма наложенных штрафов составила 325,0 тыс. рублей.
За первый квартал 2025 года в Управление на нарушение прав потребителей поступило 339 обращений, количество обращений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года осталось на том же уровне (1 кв. 2024 г.-347) , что составило 52,3 % от общего количества обращений, поступивших в Управление (648 обращений).
По результатам рассмотрения обращений в сфере защиты прав потребителей Управлением было дано 265 разъяснений норм законодательства (1 кв. 2024 г.- 274 разъяснения) , 92 обращения направлены по подведомственности (1кв. 2024 г.- 79 обращений), контролируемым лицам объявлено 23 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований ( 1кв. 2024 г.-23 предостережения).
Выявлено случаев причинения вреда имуществу потребителей при рассмотрении 12 обращений (1 кв. 2024 г.-12 обращений), вызванных приобретением, использованием товаров (работ, услуг), имеющих недостатки -5 случаев; предоставлением потребителям несвоевременной, неполной, недостоверной и вводящей в заблуждение информации о товарах (работах, услугах)-7 случаев. Гражданам в досудебном порядке возмещен материальный ущерб в размере 75,6 тыс. рублей, по сравнению с аналогичным периодом размер возмещенного вреда увеличился в 2, 3 раза ( 1 кв. 2024 г -.33,0 тыс. рублей).
При рассмотрении поступивших письменных и устных обращений граждан по вопросам, связанным с защитой прав потребителей, применяются не только меры административного реагирования, но и осуществляется защита их прав в судебном порядке.
В рамках реализации функции по гражданско-правовой защите прав потребителей принято участие в 42 судебных делах для дачи заключений в целях защиты прав потребителей, из 21 рассмотренного дела требования потребителей удовлетворены в 100,0 % случаях (по 21 гражданскому делу), присуждено денежных средств в пользу потребителей 4311,9 тыс. рублей, из них в счет возмещения морального вреда 53,1 тыс. рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество заключений увеличилось на 13,5 % (1кв. 2024г. -37), а сумма присужденных денежных средств увеличилась практически в 7 раз (1 кв.2024 г. – 608 тыс. рублей).
В судебные органы в защиту прав потребителей подано всего 12 исковых заявлений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество поданных исковых заявлений практически не изменилось (1 кв. 2024 г.-13 исков).
В защиту прав неопределенного круга потребителей в судебные органы подано одно исковое заявление о признании информации о порядке и способах дистанционной продажи табачной продукции, никотинсодержащей продукции, кальянов, содержащихся в сети «Интернет», на сайте, запрещенной к распространению на территории РФ.
В защиту прав конкретного потребителя подано 11 исковых заявлений. По результатам рассмотрения 7 исковых заявлений требования потребителей удовлетворены в 100 % случаях, потребителям присуждено 750,8 тыс. рублей, из них компенсация морального вреда 17,0 тыс. рублей.
Управление напоминает, что суд взыскивает с изготовителя, исполнителя, продавца штраф в размере 50 % от суммы, присужденной в пользу потребителя.
Представители сферы бизнеса могут обратиться в Управление для получения консультаций, проведения профилактических визитов. В случае возникновения спора между потребителем и хозяйствующим субъектом или индивидуальным предпринимателем (изготовителем, исполнителем, продавцом, импортером, уполномоченной организацией) по вопросам соблюдения законодательства о защите прав потребителей, хозяйствующие субъекты и индивидуальные предприниматели могут обратиться в Центр по информированию и консультированию потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области» для проведения процедуры медиации (добровольного урегулирования спора).
За консультациями по вопросам соблюдения законодательства о защите прав потребителей при продаже товаров, выполнении работ (оказании услуг) можно обращаться:
— в Общественную приемную Управления по телефонам 971-106.
— в Центр по информированию и консультированию потребителей ФБУЗ «ЦГи Э в Новгородской области» по телефону по тел. 77-20-38, 73-06-77;
— работает Единый консультационный центр, который функционирует в круглосуточном режиме, по телефону 8 800 555 49 43 (звонок бесплатный), без выходных дней на русском и английском языках.
Управление напоминает о возможностях потребителей активно использовать Государственный информационный ресурс для потребителей https://zpp.rospotrebnadzor.ru каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений, с перечнем забракованных товаров.
Потребители и представители сферы бизнеса могут ознакомиться с информацией о продукции, не соответствующей обязательным требованиям, сведениями о фактах нарушений технических регламентов. На ресурсе размещена вся информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.
Кроме того, чтобы в полной мере реализовать право потребителей на получение консультационной помощи на сайте Управления Роспотребнадзора по Новгородской области http:/ www.53. rospotrebnadzor.ru в разделе «Справочник потребителя» каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, претензиями, образцами исковых заявлений.
Post Views: 450