Итоги надзора по вопросам защиты прав потребителей
За 2024 год Управлением Роспотребнадзора по Новгородской области с целью недопущения нарушений норм законодательства о защите прав потребителей для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Управлением проведено всего 1657 профилактических мероприятия, из них:
- мероприятий по информированию- 508;
- объявление предостережения- 654;
- консультирование — 467;
- профилактический визит-28
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество проведенных профилактических мероприятий увеличилось на 21,4 % (за 2023 г-1365 профмероприятий).
Управлением проведены 88 контрольных (надзорных) мероприятий (далее- КНМ) с взаимодействием, из них 54 контрольных закупки (в отношении продавцов, реализующих табачные изделия и никотинсодержащую продукцию), 2 документарные проверки, 4 выездные проверки, 28 инспекционных визитов, в отношении продавцов, реализующих товары легкой промышленности, обувь, табачную и никотинсодержащую продукцию, шины, парфюмерию на предмет выявления соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров, а также по исполнению ранее выданных предписаний об устранении нарушений обязательных требований. (за 2023 г.- проведено всего 4 выездные проверки) .
Без взаимодействия с контролируемыми лицами всего проведено 762 контрольных (надзорных) мероприятия, из них 527 наблюдений за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности в сети Интернет), 235 выездных обследований. По сравнению с 2023 годом количество, проведенных КНМ без взаимодействия увеличилось на 16,0% и составило 657 КНМ.
Число проведенных внеплановых КНМ, по результатам, которых были выявлены нарушения с взаимодействием составило — 80 (удельный вес КНМ с нарушениями составил 91,0%), без взаимодействия с контролируемым лицом- 562 (КНМ с нарушениями составили 73,8%),
По результатам проведения КНМ всего было выявлено 1605 нарушений норм законодательства о защите прав потребителей, в среднем было выявлено 2,5 нарушений на одно КНМ с выявлением нарушений, за 2023 год — 2, 3 нарушения на одно КНМ (2023 г.- 1447 нарушений).
Из них 16,3 % составили нарушения ст.ст.8-10 закона РФ «О защите прав потребителей», связанных с не предоставлением потребителям установленной информации о продавце (исполнителе, импортере) и о товаре (работе, услуге); 74,6%- нарушения иных нормативных правовых актов РФ (в т.ч. законов и Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, Правил бытового обслуживания населения и др.).
Составлено 145 протоколов об административных правонарушениях по различным составам КоАП РФ, из них 25 протоколов для рассмотрения направлены в судебные органы для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности и конфискации товара. По результатам рассмотрения 120 протоколов вынесены постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения (56 постановлений) и наложения административного штрафа (64 постановления), общая сумма наложенных штрафов составила 1068,1 тыс. рублей.
За 2024 год в Управление на нарушение прав потребителей поступило 1307 обращений (2023 г. – 1530) снижение на 17,0 %, что составило 53,7 % от общего количества обращений, поступивших в Управление (2434 обращения).
По результатам рассмотрения обращений в сфере защиты прав потребителей Управлением было дано 1185 разъяснений норм законодательства, 382 обращения направлены по подведомственности, контролируемым лицам объявлено 115 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
Выявлено случаев причинения вреда имуществу потребителей при рассмотрении 46 обращений, вызванных приобретением, использованием товаров (работ, услуг), имеющих недостатки -14 случаев; предоставлением потребителям несвоевременной, неполной, недостоверной и вводящей в заблуждение информации о товарах (работах, услугах)- 32 случая. Гражданам в досудебном порядке возмещен материальный ущерб в размере 583,8 тыс. рублей.
При рассмотрении поступивших письменных и устных обращений граждан по вопросам, связанным с защитой прав потребителей, применяются не только меры административного реагирования, но и осуществляется защита их прав в судебном порядке.
В рамках реализации функции по гражданско-правовой защите прав потребителей принято участие в 195 судебных делах для дачи заключений в целях защиты прав потребителей, из 106 рассмотренных дел требования потребителей удовлетворены в 97,0 % случаях (по 103 гражданским делам), присуждено денежных средств в пользу потребителей 6660,0 тыс. рублей, из них в счет возмещения морального вреда 387,0 тыс. рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество заключений увеличилось на 78 ,9 % (2023 г-109), а сумма присужденных денежных средств снизилась практически в 3 раза (2023 г. – 22682,8 тыс. рублей).
В судебные органы в защиту прав потребителей подано всего 73 исковых заявлений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество поданных исковых заявлений снизилось на 6, 8 % (2023 г.- 78 исков), по результатам рассмотрения 74 исков требования потребителей удовлетворены в 100 % случаях, за 2023 год из 52 рассмотренных исковых заявлений требования удовлетворены в 100 % случаях.
В защиту прав неопределенного круга потребителей в судебные органы подано 16 исковых заявлений, из них 11 в связи с систематическими нарушения (отклонениями в системе «Честный знак») продавцами, осуществляющими продажу товаров с нарушением требований по маркировке товаров средствами идентификации; 5 исковых заявлений о признании информации о порядке и способах дистанционной продажи табачной продукции, никотинсодержащей продукции, кальянов, содержащихся в сети «Интернет», на сайте, запрещенной к распространению на территории РФ. По результатам рассмотрения 11 исковых заявлений требования Управления удовлетворены, действия продавцов признаны противоправными и прекращены. В защиту прав конкретного потребителя подано и удовлетворено 57 исковых заявлений. По результатам рассмотрения исковых заявлений потребителям присуждено 2970,0 тыс. рублей, в том числе компенсация морального вреда-309,0 тыс. рублей.
Управление напоминает, что суд взыскивает с изготовителя, исполнителя, продавца штраф в размере 50 % от суммы, присужденной в пользу потребителя.
Представители сферы бизнеса могут обратиться в Управление для получения консультаций, проведения профилактических визитов. В случае возникновения спора между потребителем и хозяйствующим субъектом или индивидуальным предпринимателем (изготовителем, исполнителем, продавцом, импортером, уполномоченной организацией) по вопросам соблюдения законодательства о защите прав потребителей, хозяйствующие субъекты и индивидуальные предприниматели могут обратиться в Центр по информированию и консультированию потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области» для проведения процедуры медиации (добровольного урегулирования спора).
За консультациями по вопросам соблюдения законодательства о защите прав потребителей при продаже товаров, выполнении работ (оказании услуг) можно обращаться:
— в Общественную приемную Управления по телефонам 971-106, 971-083.
— в Центр по информированию и консультированию потребителей ФБУЗ «ЦГи Э в Новгородской области» по телефону по тел. 77-20-38, 73-06-77;
— работает Единый консультационный центр, который функционирует в круглосуточном режиме, по телефону 8 800 555 49 43 (звонок бесплатный), без выходных дней на русском и английском языках.
Управление напоминает о возможностях потребителей активно использовать Государственный информационный ресурс для потребителей https://zpp.rospotrebnadzor.ru каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений, с перечнем забракованных товаров.
Потребители и представители сферы бизнеса могут ознакомиться с информацией о продукции, не соответствующей обязательным требованиям, сведениями о фактах нарушений технических регламентов. На ресурсе размещена вся информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.
Кроме того, чтобы в полной мере реализовать право потребителей на получение консультационной помощи на сайте Управления Роспотребнадзора по Новгородской области http:/ www.53. rospotrebnadzor.ru в разделе «Справочник потребителя» каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, претензиями, образцами исковых заявлений.
Post Views: 546