GeoIPUsersMap GeoIPUsersMap

Пожалуйста, свяжитесь с администратором для настройки этого портлета. Если Вы администратор, измените свойства портлета для его установки.

GeoIPUsersMap GeoIPUsersMap

Пожалуйста, свяжитесь с администратором для настройки этого портлета. Если Вы администратор, измените свойства портлета для его установки.

Публикатор Публикатор

Публикатор Публикатор

«Назад

Управление отстояло позицию в Четырнадцатом Арбитражном апелляционном суде относительно законности проведения проверки в отношении страховой организации ПАО «Ингосстрах»

Четырнадцатый Арбитражный апелляционный суд отклонил требование страховой организации ПАО «Ингосстрах» о признании  незаконным распоряжения Управления от 17.03.2017 № 253 о проведении плановой, выездной, документарной поверки деятельности общества. В обосновании своих доводов Общество полагает, что оспариваемое распоряжение в части истребования у общества документов, касающейся страховой деятельности, незаконно. Указывает на то, что положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) при осуществлении государственного страхового надзора не применяются. Ссылаясь на пункт 3 статьи 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», указывает, что проверка соблюдения прав и законных интересов потребителей, заключающих договоры страхования для личных нужд, осуществляется Банком России как единственным органом страхового надзора. Полагает, что в данном случае предметом для проведения проверки управлением является контроль и надзор в области страхования, что не входит в полномочия указанного контролирующего органа. Считает, что Управление Роспотребнадзора не имеет права требовать представления правил страхования, регулирующих правоотношения, выходящие за рамки договора с потребителем.

Решением Арбитражного суда Новгородской области от 20.06.2017 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (в редакции на период проведения проверки и издания оспариваемого предписания) (далее – Положение) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, а также по осуществлению федерального государственного санитарно- эпидемиологического надзора, в том числе на железнодорожном транспорте, в целях охраны здоровья населения и среды обитания, а также федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей (пункт 1 Положения).

Согласно пункту 5 названного Положения Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе, федеральный государственный надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав 5 А44-2841/2017 потребителей.

В силу пункта 6.3 данного Положения Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к ее компетенции вопросам.

При осуществлении государственного надзора Роспотребнадзор руководствуется законодательством в области защиты прав потребителей, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей), а также положениями и правилами, утвержденными и введенными в действие в установленном законом порядке.

Поскольку правоотношения, вытекающие из договора страхования, носят возмездный характер, а его цель направлена на удовлетворение личной потребности гражданина в сохранении своего имущества, а также жизни и здоровья, отношения сторон договора страхования, они также регулируются законодательством о защите прав потребителей.

Законодательством о защите прав потребителей. Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Законом № 294-ФЗ.

Исходя из статей 9 и 10 указанного Закона государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль проводится в форме плановых и внеплановых проверок.

В силу пункта 11 статьи 9 названного Закона плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 Закона № 294-ФЗ. При этом, как определено в пункте 3 статьи 9 Закона № 294-ФЗ, плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

В соответствии со статьей 1 Закона о защите прав потребителей отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, вышеназванным Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 В соответствии с положениями статьи 9 Федерального закона от 26.01.1996 № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации», согласно которым в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом о защите прав потребителей и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.

В силу статьи 41 Закона о защите прав потребителей о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) по требованию органа государственного надзора, его должностных лиц обязан предоставить в установленный ими срок достоверные сведения, документацию, объяснения в письменной и (или) устной форме и иную информацию, необходимую для осуществления органом государственного надзора и его должностными лицами полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 40 Закона о защите прав потребителей федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее – орган государственного надзора) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 40 указанного Закона федеральный государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей включает в себя в том числе организацию и проведение проверок соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) требований, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами 8 А44-2841/2017 и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей (далее - обязательные требования).

На основании пункта 4 статьи 40 Закона о защите прав потребителей должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) информацию и документы по вопросам защиты прав потребителей.

Как следует из содержания распоряжения от 17.03.2017 № 253, задачами проверки является предупреждение, обнаружение пресечение нарушений законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей и соблюдения обязательных требований к товарам (работам, услугам), а предметом проверки определено соблюдение обязательных требований, соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Таким образом, осуществление проверки деятельности страховой компании на предмет соблюдения проверяемым лицом обязательных требований, установленных законодательством о защите прав потребителей, относится к компетенции Управления Роспотребнадзора, при этом контроль и надзор в области страхования ответчика в данном случае не проводился.

Следовательно, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что Управление Роспотребнадзора действовало на основании вышеуказанных нормативно-правовых актов, исполняло функции по контролю и соблюдению именно законодательства о защите прав потребителей, поэтому правомерно запросило информацию, необходимую для осуществления плановой проверки, а общество, осуществляя свою деятельность, обязано было представить в установленный срок запрошенные документы, о которых идет спор. Поскольку оспариваемое распоряжение ответчика признано законным, то оно не может каким-либо образом нарушать права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. С учетом изложенного в удовлетворении заявленных требований отказано правомерно.

При рассмотрении дела постановлением Четырнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 26.09.2017 принято решение об оставлении без изменения решения Арбитражного суда Новгородской области от 20 июня  2017 года по делу № А44-2841/2017, апелляционную жалобу страхового публичного акционерного общества «Ингосстрах» – без удовлетворения

Публикатор Публикатор

Показывается результатов: 1 - 20 из 3 033.
Кол-во на странице 20
из 152